магнитофон


магнитофон
Рис. 1.  Катушка с магнитной лентой, компакт-кассета и микрокассета.

Рис. 1. Катушка с магнитной лентой, компакт-кассета и микрокассета.


Рис. 1.
Катушка с магнитной лентой, компакт-кассета (в середине) и микрокассета.

магнитофо́н — электромеханическое устройство для магнитной записи звука (обычно на магнитную ленту) и последующего его воспроизведения. В домашних условиях применяется в основном для записи речи, музыки и различных звуков (например, пения птиц), а иногда как запоминающее устройство (накопитель) в бытовых компьютерах. Магнитофон позволяет многократно (до нескольких сотен раз) воспроизводить звук, записанный с помощью любого другого магнитофона с аналогичными параметрами без заметной потери качества звучания, применять одну и ту же магнитную ленту для новых записей со стиранием старых или наложением на них (микширование).

Работа магнитофона основана на способности магнитного слоя ленты длительное время сохранять остаточную намагниченность после воздействия на него сильных магнитных полей. Электрические колебания, соответствующие сигналам записываемой информации (звук, преобразованный микрофоном в электрические колебания, или кодовые посылки компьютера), после их предварительной обработки преобразуются магнитной головкой (записывающей) в переменное магнитное поле, которое и создаёт остаточную намагниченность участков магнитной ленты, перемещающейся с постоянной скоростью вблизи записывающей головки. Магнитные следы звука в совокупности образуют дорожку записи; магнитная лента с записанным на ней звуком называется фонограммой. Для воспроизведения записи ленту с такой же скоростью протягивают вблизи другой магнитной головки — воспроизводящей. При этом в ней возникают электрические колебания, соответствующие записанному сигналу.

Магнитная лента, используемая в качестве носителя записи, состоит из основы — полиэтилентерефталата (лавсан) — и магнитного рабочего слоя. Рабочий слой содержит мельчайшие игольчатые частицы гамма окислов железа (γFе2О3) или диоксида хрома (CrO2). Для обмена фонограммами как между студиями звукозаписи, так и между отдельными потребителями установлены единые нормы на параметры магнитных лент и условия их использования.

В бытовых магнитофонах применяют магнитную ленту шириной 6,35 мм и длиной от 375 до 1000 м, намотанную на катушки, и шириной 3,81 мм в специальных малогабаритных корпусах — компакт-кассетах и микрокассетах (рис. 1). В зависимости от толщины ленты в компакт-кассете помещается 90, 135 или 180 м ленты. Магнитофоны, в которых используются ленты на катушках, называются катушечными, а в компакт-кассетах и микрокассетах — кассетными.

Магнитофоны подразделяют на стационарные и носимые. К первым относят крупногабаритные катушечные и кассетные магнитофоны. Некоторые из них имеют собственные встроенные или выносные громкоговорители, что расширяет их функциональные возможности при эксплуатации. Питание стационарных магнитофонов осуществляется от сети переменного тока.

Обязательный признак носимого магнитофона — его питание от автономного источника тока, хотя при этом могут быть предусмотрены и варианты питания от сети переменного тока или отдельного блока питания — комбинированное питание. Носимые магнитофоны по техническим и эксплуатационным характеристикам несколько уступают стационарным, но благодаря малым габаритным размерам и массе, а также наличию комбинированного питания пользуются популярностью, особенно у молодёжи.

По эксплуатационным возможностям различают полные магнитофоны, магнитофонные проигрыватели (плейеры), магнитофоны-приставки (деки) и диктофоны.

Полный магнитофон обеспечивает запись, стирание и воспроизведение звуковых сигналов и имеет встроенные громкоговорители или вынесенные акустические системы для прослушивания записей. Именно такие аппараты в обиходе для простоты называют магнитофонами.

Магнитофон-приставка (рис. 2, 3) позволяет записывать, стирать и воспроизводить запись, но без громкого прослушивания; при необходимости возможен слуховой контроль на головные телефоны. Громкое звуковоспроизведение обеспечивается при подключении магнитофона-приставки к дополнительному усилителю мощности звуковой частоты с громкоговорителями.

Магнитофонный проигрыватель (рис. 4) — устройство, в котором возможно только воспроизведение фонограммы на головные телефоны или встроенный громкоговоритель; стирание имеющейся фонограммы и запись новой не предусмотрены.

Диктофон — разновидность кассетного магнитофона, рассчитанный только на запись и воспроизведение речи с ограниченным диапазоном звуковых частот (примерно от 200 до 3000 Гц). Специфические особенности конструкции: плавное изменение скорости движения магнитного носителя; остановка механизма при отсутствии информации для записи и автоматическое его включение при появлении звука; управление от педали при распечатке информации и др.

Магнитофоны и его разновидности могут объединяться с другими радиоэлектронными устройствами. Например, комплекс из магнитофона и радиоприёмника называется магнитолой (рис. 5), магнитофонный проигрыватель в сочетании с автомобильным приёмником — автомагнитолой, магнитофона с электрофоном — магнитоэлектрофоном. Сочетание магнитофона с телевизионным приёмником встречается редко и только в виде носимой конструкции — телемагнитола.

Принятая в России система технического обозначения магнитофонных устройств позволяет легко определить тип, разновидность любого магнитофона. После торгового наименования магнитофонного устройства имеется буквенно-числовой код, несущий определённое смысловое значение; например, «Нерль П-411 С», «Олимп МПК-005 С», «Астра М-113 С», «Санда МП-207 С». В этом коде буквенные индексы обозначают: П — проигрыватель магнитофонный; М — магнитофон; МП — магнитофон-приставка; К — катушечный вариант магнитофонного устройства.

Первая цифра числовой части кода указывает на группу сложности устройства. Их пять — от нулевой до четвёртой. Высшая группа (самая сложная и дорогая) — нулевая, низшая — четвёртая. Две последние цифры указывают на номер разработки изделия. Буква «С» в окончании буквенно-числового кода означает, что данная конструкция магнитофона стереофоническая, отсутствие буквы говорит о монофоническом варианте.

Выбор магнитофона зависит от конкретных условий его работы, вкуса потребителя и его возможностей. Полный магнитофон удобен тем, что обеспечивает громкоговорящее воспроизведение для обширной аудитории. Основной недостаток такого магнитофона: в его корпусе практически невозможно разместить приличный по своим акустическим свойствам громкоговоритель. Несколько лучший вариант — магнитофон с вынесенной акустической системой. Но стоимость хорошей акустической системы зачастую соизмерима (а часто и превышает её) со стоимостью самого магнитофона, поэтому обычно в комплект с магнитофоном входит акустическая система попроще. С точки зрения качества акустического воспроизведения магнитофон-приставка имеет больше перспектив, так как потребители по своим возможностям и вкусам могут приобрести хорошие усилитель звуковой частоты и акустическую систему. Катушечные магнитофоны обладают лучшими характеристиками, чем кассетные, поэтому они находят большее признание у тонких ценителей музыки — меломанов. Зато и стоимость таких аппаратов выше. Хорошее качество воспроизведения можно получить и от стационарных кассетных магнитофонов. К тому же, их габаритные размеры и масса несколько меньше, чем у катушечных, а удобство эксплуатации выше, что немаловажно для небольших помещений и для владельцев, не обладающих специальными техническими знаниями. Очень удобен двухкассетный магнитофон, который позволяет перезаписывать фонограммы с высоким качеством на одном аппарате. Носимые магнитофоны рассчитаны на менее взыскательных слушателей, но они удобны для отдыха на природе, в путешествиях. Высокое качество работы носимых магнитофонов достигается при прослушивании на головные стереотелефоны, но в этом случае число слушателей сокращается до 1—2 человек.

Возможности магнитофона определяются его техническими характеристиками, которые указываются в его паспорте. Основные технические характеристики: средняя скорость движения магнитной ленты и отклонение этой скорости от номинальной; рабочий диапазон частот на линейном выходе; относительный уровень шумов и помех в канале записи-воспроизведения.

Скорость движения магнитной ленты определяет качество записи и воспроизведения звука и продолжительность работы магнитофона без переустановки ленты. Характерная особенность магнитной записи — чем выше скорость перемещения магнитной ленты относительно магнитных головок, тем шире диапазон записываемых и воспроизводимых частот электрических колебаний, которые могут быть зафиксированы на магнитной ленте. Но при увеличении скорости уменьшается продолжительность работы магнитофона, поэтому при разработке каждой конкретной модели стремятся найти оптимальное разрешение этих противоречий. Для унификации систем магнитной звукозаписи установлен ряд номинальных значений средней скорости движения магнитной ленты: 76,2; 38,1; 19,05; 9,53; 4,76; 2,38; 1,19 см/с. Скорости 76,2 и 38,1 см/с используются преимущественно в профессиональных студийных катушечных магнитофонах; 19,05 и 9,53 см/с — в бытовых катушечных магнитофонах; 4,76 см/с — основная рабочая скорость у всех кассетных стационарных и носимых магнитофонов (иногда в виде дополнительной вводят скорость 9,53 см/с для осуществления более высококачественных записей); 2,38 и 1,19 см/с применяются только в диктофонах. Скорость движения ленты 19,05 см/с в катушечных магнитофонах позволяет получить высококачественную запись и воспроизведение звука. Однако установленная вместимость катушек (375 и 550 м) ограничивает длительность звучания магнитофона с одной катушкой. При скорости 9,53 см/с длительность звучания увеличивается, но при этом несколько снижается качество записи и воспроизведения. Компакт-кассеты вмещают 90 м (С-60, МК-60), 135 м (С-90, МК-90) или 180 м (С-120) ленты и поэтому удовлетворительная длительность работы с одной кассетой достигается за счёт ещё большего снижения скорости движения ленты, что естественно сказывается на качестве звука. Для записи речи широкого диапазона частот не требуется и поэтому для диктофонов можно использовать самые минимальные скорости и более миниатюрные и содержащие меньшую длину ленты кассеты (микрокассеты).

Один из способов повышения длительности звучания при работе с одной катушкой или кассетой — использование многодорожечной записи. При таком способе на магнитной ленте по её ширине размещается не одна, а несколько магнитограмм (дорожек). Например, в бытовом магнитофоне «Садко-501» (разработка 60-х гг.) на ленте шириной 25,4 мм размещалось 38 дорожек; ныне используется только четырёхдорожечная запись. Это позволяет в катушечных магнитофонах при монофонической записи увеличить вчетверо время звучания одной катушки, а при стереофонической — вдвое. Стандарт четырёхдорожечной записи в кассетных магнитофонах не предусмотрен, поэтому время звучания одной кассеты увеличивается вдвое и в режиме «моно», и в режиме «стерео». Число в обозначении условного типа компакт-кассеты (60, 90, 120) указывает на максимальную продолжительность работы кассеты в минутах при средней скорости движения ленты 4,76 см/с.

По ряду причин при работе магнитофона наблюдаются непредсказуемые колебания скорости движения ленты. Измеренный коэффициент колебания скорости называется коэффициентом детонации. Детонации воспринимаются слушателем как неприятные специфические искажения звука: плавание звука (изменение тона); дрожание или хриплость звука, особенно заметные при воспроизведении звука струнных инструментов (гитара, рояль).

Рабочий диапазон частот на линейном выходе — полоса записываемых и воспроизводимых частот при заданном уровне неравномерности частотной характеристики. Так как в магнитофонах не всегда возможно применить акустические системы и усилители мощности высокого качества, параметр измеряется на линейном выходе — до усилителей звуковых частот, обеспечивающих усиление сигнала для громкоговорящего воспроизведения или контрольного прослушивания головными телефонами. Каждый магнитофон имеет специальный выход, с которого сигнал подаётся на высококачественные звуковоспроизводящие устройства и тем самым полностью реализуются его возможности записи. У катушечных магнитофонов рабочий диапазон частот может составлять 22—25000 Гц при скорости движения ленты 19,05 см/с и 30—16 000 Гц — при 9,53 см/с. У кассетных магнитофонов высшей группы сложности этот параметр составляет от 25—22 000 Гц (при использовании лент типа IV) до 40—16 000 Гц (для лент типа I). У магнитофонов IV группы сложности рабочий диапазон частот при применении ленты типа I составляет 63—10 000 Гц; использование в этих магнитофонах более совершенных магнитных лент не имеет смысла, так как все остальные его узлы рассчитаны на работу, обеспечивающую сравнительно малый диапазон частот.

Относительный уровень шумов и помех в канапе запись-воспроизведение — отношение сигнала на линейном выходе магнитофона при воспроизведении фонограммы, на которой была записана пауза (уровень сигнала равен нулю), к звуковому сигналу с максимальным уровнем громкости. Оцениваются по логарифмической шкале и выражаются в децибелах. На данный параметр влияют конструкция магнитофона и свойства магнитной ленты. Без использования специальных мер по уменьшению влияния шумовых факторов современные магнитофоны имеют уровень шумов и помех в пределах от -42 до –60 дБ; применение шумопонижающих устройств динамического типа позволяет повысить параметр на 10 дБ, а компандерного типа — на 20 дБ.

Кроме паспортных технических данных магнитофоны характеризуются сложностью лентопротяжного механизма (ЛПМ), числом магнитных головок, электродвигателей, возможностью использовать те или иные магнитные ленты, наличием дополнительных сервисных функций. ЛПМ магнитофонов оснащены электродвигателями переменного или постоянного тока. В сравнительно простых и недорогих моделях используется, как правило, один электродвигатель, который обеспечивает вращение и тонвала и подкатушечных подматывающих узлов. Кинематика ЛПМ при этом усложняется, что неизбежно приводит к механическим потерям и нарушению стабильности движения магнитной ленты. Поэтому в более дорогих моделях применяют несколько электродвигателей. Например, в магнитофоне с двумя двигателями один обязательно работает только на тонвал, а другой — как привод подкатушечных узлов. В трёхмоторной конструкции и тонвал, и каждый из подкатушечных узлов имеют свои отдельные электродвигатели, тем самым обеспечивается высокая стабильность работы ЛПМ.

Число магнитных головок в магнитофоне, как и число электродвигателей, зачастую напрямую характеризует функциональные возможности магнитофона. Магнитных головок может быть от одной до пяти. Одна магнитная головка — воспроизводящая — бывает только у магнитофона-проигрывателя (в том числе и у автомагнитолы). Для записи магнитофон обязательно должен иметь дополнительно записывающую и стирающую магнитные головки. Однако в катушечных бытовых магнитофонах 2-й и 3-й групп сложности и кассетных магнитофонах до 1-й группы сложности включительно вместо двух, записывающей и воспроизводящей, используют одну универсальную магнитную головку. Таким образом, эти магнитофоны имеют только 2 магнитные головки; 3 магнитные головки применяют в катушечных магнитофонах 1-й и 0-й групп сложности. Большее число магнитных головок бывает только у магнитофонов, в которых предусмотрен режим движения магнитной ленты с автореверсом. Дело в том, что при окончании ленты катушки надо снять, перевернуть или поменять местами и вновь заправить ленту. Если с компакт-кассетой эта процедура выполняется достаточно легко и быстро, то чтобы переставить катушки, завести ленту в тракт и закрепить на приёмной катушке, требуется некоторое время. Для исключения этих не всегда удобных манипуляций в некоторых дорогих катушечных и кассетных магнитофонах предусмотрен режим «реверс». При этом режиме, когда лента перематывается до конца, ЛПМ автоматически меняет направление её движения на обратное, при том же режиме работы магнитофона. Вот в этом случае и требуются дополнительные магнитные головки записи и воспроизведения.

Наличие раздельных магнитных головок записи и воспроизведения позволяет им выполнять свои функции наилучшим образом. Кроме того, разделение головок даёт возможность работать в режиме «сквозного канала» — обеспечить слуховой контроль записываемого звука сразу же после записи (с задержкой не более 0,5 с). Для кассетных магнитофонов выполнить «сквозной канал» много труднее: ограниченные размеры окон компакт-кассеты не позволяют разместить более 2 корпусов магнитных головок. Поэтому некоторые фирмы-производители магнитофонов пытаются создать комбинированный блок магнитных головок, разместив в одном корпусе и записывающую и воспроизводящую головки, отстоящие друг от друга на некоторое расстояние.

Электронная часть магнитофона служит для обеспечения функционирования электродвигателей, управления ЛПМ, коррекции, усиления сигналов для записи и считанных с магнитной ленты. Работа электронного тракта так же, как и ЛПМ, нормирована для создания одинаковых условий работы в различных странах. Для кассетных магнитофонов нормированы магнитные ленты; ленты на основе гамма окислов железа составляют группу МЭК I (Международная электротехническая комиссия, в латинской аббревиатуре IEC); на основе диоксида хрома — МЭК II; двухслойные ленты — МЭК III (практически не производятся из-за сложной технологии и очень небольшого выигрыша по сравнению с лентами МЭК II); на основе порошка железа — МЭК IV («Metall»). Различить группы лент в кассетах нетрудно по надписям на корпусах кассет и этикетках, вкладываемых в футляр.

В настоящее время любителям музыки студии звукозаписи (государственные и коммерческие) предлагают достаточно большое количество кассет с высококачественными записями. Выбор практически неограничен — от классики в исполнении лучших оркестров мира до шлягеров любой страны. Но существуют любители магнитной записи, которые предпочитают делать сами фонограммы по своему вкусу с учётом всех возможностей имеющейся в их распоряжении звукозаписывающей аппаратуры. Лучший вариант создания своей собственной фонотеки — это перезапись с компакт-дисков. Хотя есть немало любителей, записывающих передачи радиовещания (лучше всего в диапазоне УКВ), перезаписывающих с других кассет или граммпластинок. Наиболее популярна перезапись фонограмм с другого магнитофона. Поэтому для коллекционеров звукозаписей предлагается несколько советов. Прежде всего по используемым магнитофонам. Понятно, их должно быть два. Записывающим должен быть тот из них, который в дальнейшем будет использоваться для прослушивания записанных фонограмм. Желательно, чтобы другой магнитофон, с которого ведётся перезапись, был высокого качества, например катушечный со скоростью 19,05 см/с или кассетный, но не хуже записывающего. Очень удобны так называемые двухкассетные магнитофоны, специально предназначенные для копирования или перезаписи фонограмм. Копирование фонограммы — это простейшая перезапись звука с одной кассеты на другую без изменения уровней записи, режимов шумопонижения и динамического подмагничивания. Для этого подходят магнитофоны «Вега МП-122 С», «Астра М-113 С». Перезапись, в отличие от простого копирования, предполагает возможность вносить некоторые коррективы в записываемую фонограмму с учётом индивидуальных особенностей и пожеланий слушателей. Этот вариант дублирования записей несколько сложнее, требует творческой фантазии, зато и результаты могут быть более интересными.

Требования дальнейшего повышения качества звукозаписи и звуковоспроизведения привели к созданию системы цифровой записи звука — записи фонограмм на компакт-кассету с использованием методов цифровой обработки аналоговых сигналов. Такая кассета называется DCC (Digital Compact Cassete). Полученное на ней качество записи и воспроизведения действительно превзошло все до сих пор имеющиеся результаты и сулит большое будущее. Высокое качество было достигнуто за счёт очень большой скорости перемещения относительно друг друга магнитной головки и ленты и применения новых стандартов звукозаписи, не совместимых с имеющимися. Было предложено два формата записи — S-DAT и R-DAT. Первый — с неподвижной магнитной головкой и очень высокой скоростью перемещения магнитной ленты (дальше лабораторных образцов не пошёл). Второй — с вращающимися магнитными головками и относительно низкой скоростью перемещения ленты (по принципу видеомагнитофона); магнитофоны формата R-DAT изготавливались за рубежом небольшой серией и поступали в продажу. К сожалению, магнитофоны формата R-DAT унаследовали от видеомагнитофонов не только вращающиеся головки, но и дорогостоящую технологию, и сложность аппарата. В то же время традиционный способ аналоговой магнитной звукозаписи под влиянием возникшей конкуренции сделал значительный шаг вперёд благодаря новым схемотехническим, конструкционным и технологическим решениям. Так, были разработаны новые системы динамических и компандерных шумопонижающих устройств DNL, «Маяк» (динамические), «Dolby-B», «Dolby-C», «Dolby-S» (компандерные) и системы динамического подмагничивания («НХ-Pro», САДП). Наряду с усовершенствованием технологии производства магнитных носителей это позволило создать компакт-кассету, на которой была выполнена запись звука с частотой до 22 кГц и динамическим диапазоном до 90 дБ, ранее возможная только в катушечных магнитофонах при высокой скорости движения ленты. Результаты, достигнутые в разработке и совершенствовании техники аналоговой звукозаписи, позволяют ей сохранять ведущее положение в массовых бытовых магнитофонах.

Рис. 2.  Катушечный стереомагнитофон-приставка.

Рис. 2. Катушечный стереомагнитофон-приставка.


Рис. 2.
Катушечный стереомагнитофон-приставка.

Рис. 3.  Стационарный двухкассетный стереомагнитофон-приставка

Рис. 3.
Стационарный двухкассетный стереомагнитофон-приставка "Нота МП-220 С".

Рис. 4.  Стереомагнитофон-проигрыватель

Рис. 4.
Стереомагнитофон-проигрыватель "Вега П-410 С".

Рис. 5.  Стереофоническая двухкассетная магнитола.

Рис. 5. Стереофоническая двухкассетная магнитола.


Рис. 5.
Стереофоническая двухкассетная магнитола.


Энциклопедия «Жилище». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1999.

Синонимы:

Смотреть что такое "магнитофон" в других словарях:

  • магнитофон — магнитофон …   Орфографический словарь-справочник

  • Магнитофон — (от магнит и др. греч. φωνή  звук)  электромеханическое устройство, предназначенное как для записи (преобразования акустических колебаний в электромагнитные и фиксации их на носитель), так и для воспроизведения ранее записанных на… …   Википедия

  • магнитофон — Устройство магнитной записи и воспроизведения звука с использованием в качестве носителя записи магнитной ленты. Примечание В зависимости от способа записи, назначения и числа каналов, конструктивных особенностей магнитофона образуют видовые… …   Справочник технического переводчика

  • МАГНИТОФОН — (звукозаписывающий аппарат) записывает на магнитную ленту любые звуки, воспринимаемые соединённым с ним микрофоном или радиоприёмником, и воспроизводит их вновь. Ненужная запись снимается с ленты, после чего лентой пользуются для новой записи. На …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • магнитофон — шарманка, маг, мафон, кассетник, дека Словарь русских синонимов. магнитофон кассетник (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • магнитофон —     МАГНИТОФОН, разг. кассетник, разг. сниж. маг, жарг. мафон …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • МАГНИТОФОН — (от магнит и ...фон) устройство для магнитной записи звука (обычно на магнитной ленте) и его воспроизведения. Основные узлы: лентопротяжный механизм, магнитные головки, усилитель, громкоговоритель. Различают профессиональные (студийные,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАГНИТОФОН — МАГНИТОФОН, устройство, записывающее и воспроизводящее звук на МАГНИТНОЙ ЛЕНТЕ. Микрофон преобразует звук в электрический сигнал и подает его в ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, который превращает его в колебания магнитного поля, намагничивающие частицы на ленте… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • МАГНИТОФОН — МАГНИТОФОН, а, муж. Аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука. | прил. магнитофонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • магнитофон — а, м. magnétophone, нем. Magnetophon. 1. Улучшенный тип микрофона. СИС 1941 384. // ЭС 10 15. Магнетофон. ТЭ 1930 12 341. 2. Электрический аппарат для записи звука на магнитную ленту и воспроизведение его. Магнитофонный ая, ое. Крысин 1998. Лекс …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МАГНИТОФОН — (от греч. Magnētis lithos, буквально – камень из Магнесии + phōnē – голос, звук, шум). Техническое средство обучения, предназначенное для записи и воспроизведения звука. Все выпускаемые М. делятся на четыре группы: 1) стационарные… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

Другие книги по запросу «магнитофон» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.