светильник

светильник
Рис. 1а.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: потолочный.

Рис. 1а. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: потолочный.


Рис. 1а.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
потолочный.

свети́льник — световой прибор, предназначенный для освещения помещений, открытых пространств и отдельных предметов. Существуют также декоративные светильники, используемые главным образом для украшения интерьера.

Современный светильник состоит из осветительной арматуры (ОА) и одного или нескольких источников света (см. Лампы осветительные). ОА предназначена для перераспределения в пространстве светового потока и защиты глаз от слепящего действия источника света. Кроме того, ОА позволяет изменять интенсивность, спектральный состав и другие.гие характеристики светового потока. Она также служит для крепления источников света, подключения их к системе питания и защиты от механических повреждений и от воздействия окружающей среды. Важнейшая часть ОА — оптическая система светильника, состоящая из оптических элементов, участвующих в перераспределении и преобразовании светового потока (отражатели, рассеиватели, фильтры, защитные стёкла, экранирующие решётки или кольца и т. п.). Светильники с газоразрядными источниками света могут включать в себя устройства для зажигания лампы и стабилизации её работы.

По функциональному назначению различают светильники общего и местного освещения. Первые используют для создания требуемой освещённости в помещении и благоприятного распределения яркости. Вторые предназначены прежде всего для создания повышенной освещённости отдельных предметов и участков поверхности при создании функциональных зон. По способу и месту установки светильники подразделяют на подвесные и встроенные, а также на настенные, потолочные, настольные, напольные и др. (рис. 1). По степени защищённости от пыли и влаги различают светильники открытые, частично либо полностью пылезащищённые (пыленепроницаемые), водонезащищённые, водонепроницаемые, герметичные и др. Существуют также специальные взрывозащищённые светильники.

Наиболее массовые светильники для жилых зданий создаются на основе гарнитуров или комплектов, включающих, как правило, унифицированные подвесные, настольные, настенные и напольные светильники (рис. 2), обеспечивающие при совместном действии в одной квартире единство архитектурного решения интерьера. Для изготовления светильников для жилых зданий используются самые разнообразные конструкционные материалы: дерево, керамика, фарфор, медь, бронза, кованые или грубообработанные чёрные металлы, крупноструктурный камень, цветное силикатное стекло, пластмассы, имитирующие различные породы дерева, и т. д. При разработке рассеивателей (в том числе абажуров настольных ламп, подвесных светильников и др.) применяются различные ткани, металл, кожа, керамика, пенька, лубяное волокно, солома, дранка и т. п. Во многих случаях рассеиватели изготовляются по методу корзинного плетения. За последнее время возросло использование декоративных мягких, полумягких и жёстких поливинилхлоридных плёнок, двухцветного оргстекла, кашированных (плёнка — ткань) и дублированных материалов, светотехнической бумаги, пропитанной полимерными составами. Широко применяются рассеиватели из термовакуумформованного полиметилметакрилата и полистирола, а также из силикатного стекла с рисунками, нанесёнными методами шелкографии. Особое место в этой группе занимают светильники с лампами накаливания и хрустальными элементами.

Поиски архитектурно-художественных решений светильников для жилых и общественных зданий привели к появлению ряда самостоятельных стилей. Наряду с традиционными стандартными решениями приобрели широкую известность «скандинавский» стиль, модернистский стиль итальянских дизайнеров, своеобразный почерк художников-конструкторов Японии, «сельский» стиль и др. Например, «скандинавский» стиль разработки светильников характеризуется стремлением создать в интерьере интимную, приглушённую световую среду с концентрацией светового потока на рабочих поверхностях различных функциональных зон (обеденном столе, журнальном столике, стойке бара и т. д.), что достигается в основном максимальным экранированием источников света, как правило, в одноламповых подвесных светильниках локализованного освещения с отражателями из цветного металла, рассеивателями из цветного стекла или их комбинациями. Стилизованные под старину светильники «сельского» стиля развиваются под влиянием стремления людей создать у себя дома уютную обстановку, резко отличающуюся от урбанизированной световой среды предприятий и учреждений, уйти от равномерного, с высокими уровнями яркостей освещения газоразрядными лампами.

Важно отметить, что широкое внедрение новых галогенных ламп накаливания (ГЛН) и компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) вызвало необходимость дальнейшей существенной «электронизации» светильников — разработки и применения различных полупроводниковых преобразователей, пускорегулирующих устройств, систем бесконтактного дистанционного управления светильниками. Так, использование КЛЛ, особенно в светильниках местного освещения, потребовало создания высокочастотных электронных аппаратов, полностью исключающих вредные воздействия пульсаций светового потока. Применение ГЛН, высокоэффективно работающих при малых питающих напряжениях (12 или 24 В), обусловило использование электронных преобразователей напряжения, имеющих малые массогабаритные показатели и потребляемую мощность, а также практически бесшумных. Встраиваемые в светильники динамические средства управления освещением позволяют ступенчато (дискретно) или плавно регулировать интенсивность излучения. Для этого применяются электронные светорегуляторы.

Перспективны светильники с дистанционным бесконтактным управлением (такое управление широко применяется в телевизорах, видеомагнитофонах, музыкальных центрах).

Не менее перспективно использование в бытовых светильниках сенсорных устройств для регулировки яркости свечения.

Продолжают разрабатываться светильники, имитирующие хрустальные люстры со свечами, с применением специальных свечных ламп накаливания с «колеблющимся пламенем», с гирляндами свисающих нитей с нанизанными мелкими хрусталиками. Однако определяющим является современное направление создания, особенно для общественных зданий, люстр с крупномасштабными хрустальными элементами, скомпонованными в виде плотной концентрированной массы кубической, сферической, пирамидальной, дисковой либо другой формы, в виде пространственных каре тороидальной, прямоугольной или другой формы на одном уровне, либо в виде многоярусных модульных композиций. Для уникальных объектов создаются и уникальные хрустальные устройства, которые могут изображать светящиеся колонны, водопады, сталактиты или сталагмиты, глыбы льда, редкие деревья и др. в зависимости от фантазии архитектора. Такие светильники являются настоящими художественными шедеврами, отличающимися своеобразным сочетанием формы и материала, игрой цвета и света.

Оригинальные светильники (бра, фонари, люстры, подсвечники) можно сделать самому, используя подручные материалы. При изготовлении самодельных светильников необходимо особое внимание уделять их пожаробезопасности, соблюдать достаточное расстояние от лампы до легко воспламеняющихся частей ОА.

Бра — наиболее простой вид светильников. Берут плафон подходящей формы (удобнее всего бочкообразный или в форме колокольчика). Вся арматура (рис. 3) делается из медной, латунной или мельхиоровой полосы. Очень подходит для этого медная шина от силовых трансформаторов 3×12 мм или другого сечения. Детали арматуры гнут из полосы двумя плоскогубцами по рисунку в натуральную величину. Могут помочь и ручные тиски. Обрамление плафона соединяют мелкими заклёпками. Нижнее кольцо разъёмное; скрепляют его небольшим винтиком (для того чтобы вставить плафон в арматуру). Бра закрепляют на стене с помощью фигурного кронштейна. Способ крепления кронштейна к стене показан на рисунке 3. Цепочку для подвески бра к кронштейну делают из медной (латунной или мельхиоровой) проволоки диаметром около 1 мм. Цепочку лучше сделать двойной (каждое звено — 2 колечка). Колечки получают так. В тисках закрепляют 2 буковые дощечки и между ними протягивают проволоку. Из прутка диаметром, равным отверстию будущего колечка, делают вороток. В конце его сверлят отверстие, равное толщине проволоки. Вставив конец проволоки в отверстие воротка, наматывают её в виде плотной пружины. Затем снимают с воротка и узкими ножницами по металлу делят на колечки.

Красиво смотрится бра, у которого вся арматура почернена, а узкие кромки полос отполированы на войлочном круге с пастой ГОИ (см. Шлифование и полирование металлических изделий). Медь чернят так называемой серной печенью. Для её получения в железной банке сплавляют 1 массовую часть серы и 2 массовых части поташа. После охлаждения стеклообразную чёрную массу извлекают из банки и мелко дробят. Хранить серную печень можно только в герметичной посуде.

Делают 10—15%-ный раствор серной печени в воде, доводят раствор до кипения и в него опускают детали. Время чернения 0,5—1,0 мин. Детали чернят и полируют до сборки. Головки заклёпок после сборки закрашивают чёрной краской. Латунь чернят в следующем растворе: 200 г углекислой меди и 1 г аммиака (25%-ного) растворяют в 1 л воды. Детали обрабатывают в растворе при температуре 30—40°C, время обработки 3—5 мин.

Иногда латунные детали светильников «золотят», т. е. хорошо отполированные детали покрывают химическим способом плёнкой, которая долго препятствует потускнению (окислению) поверхности детали.

Отполированную и обезжиренную деталь опускают на 1—2 с в 3%-ный раствор соляной (или серной) кислоты. Ополаскивают и переносят в крепкий раствор свежеприготовленной уксуснокислой меди. Температура раствора около 30°C, время обработки 1—3 мин. Раствор уксуснокислой меди готовят из двух растворов: первый — в 0,5 л воды растворяют 5 г медного купороса; второй — в 0,5 л воды растворяют 8 г уксуснокислого свинца. Оба раствора сливают и получают раствор уксуснокислой меди. Деталь промывают, сушат и покрывают с помощью тампона тонким слоем специального лака (для большей надёжности покрытия). Лак — раствор из 1—2 массовых частей клея БФ-2 (светлых сортов) и 8—10 массовых частей этилового спирта или ацетона. Надо отметить, что лак на ацетоне несколько хуже по качеству, чем лак на спирте.

Оригинальный фонарь на одну лампочку делают из полосок листовой латуни, латунного провода и кусков пластмассового (рифлёного) рассеивателя от светильников дневного света (рис. 4, а).

Для обрамления изготавливают уголки из полосок листовой отожжённой (температура около 700°C, красное каление) латуни толщиной 0,3—0,4 мм. Специальным инструментом из незакалённой стали (чеканщики называют его утюжком) гнут профиль заготовки (рис. 4, б). Для этого полоску кладут на толстый войлок или мягкую резину и по линейке ведут утюжком с нажимом по размеченной линии. Заготовка немного прогнётся. Далее, усиливая давление на инструмент, уже без линейки выдавливают нужный профиль.

Уголок для верхнего и нижнего оснований подрезают по размеру (рис. 4, в) и изгибают плоскогубцами. Все детали (6 стоек и 2 основания) соединяют пайкой мягким припоем. Внутри на всех стойках припаивают по 2—3 усика из проволоки (рис. 4, г) для крепления в фонаре прозрачных вставок (окошечек).

Низкий 6-гранный пирамидальный колпак склеивают дихлорэтаном из 6 вырезанных по размеру кусков рифлёной пластмассы. Режут пластмассу по линейке самодельным резаком (рис. 4, д) по гладкой (нерифлёной) стороне. Резак вытачивают из полотна ручной ножовки по металлу. Ручку делают просто — наматывают на полотно изоляционную ленту.

В углах фонаря припаивают петельки для цепей, а на боковые грани стоек — проволочные украшения. Звенья цепи сгибают из латунной проволоки диаметром 2—3 мм круглогубцами или плоскогубцами. Припотолочную розетку делают из листовой латуни, украшают её кольцами из проволоки, к которым прикрепляют цепи для подвески фонаря.

Люстру можно сделать, например, из небольшого пенька с горизонтально отходящими 3—4 корнями (рис. 5, е). Более простое решение — изготовить люстру по типу заводской.

За основу люстры берут подходящий брусок из твёрдых (красивых по текстуре) пород дерева. Сечение бруска — квадрат.

С помощью коловорота и перки сверлят в бруске отверстие, где будет находиться разводка проводов к лампочкам (на рис. 5, а показано пунктиром). Для наглядности на рисунке 5, а нарисованы только 2 плафона из 4.

Брусок зашкуривают, шлифуют и покрывают лаком НЦ-222. С обоих торцов бруска закрепляют 2 крышки из листовой латуни или меди толщиной 0,6—0,8 мм. В верхней крышке есть отверстие для электрического провода и петля для закрепления цепи, связывающей люстру с припотолочной розеткой.

Из полированной латуни (медной) полосы толщиной 2—4 и шириной 8—15 мм делают 4 фигурных кронштейна. Их гнут с помощью 2 плоскогубцев по рисунку в натуральную величину.

Фигурные кронштейны крепят к деревянному бруску 3 шурупами. К каждому шурупу припаивают твёрдым припоем декоративную шестигранную (или 4-гранную) головку из латуни (меди) толщиной 3—4 мм. Эта головка, кроме декоративных целей, выполняет и своё основное назначение: шуруп можно завинтить с помощью ключа. Предварительно в деревянном бруске сверлят необходимое количество отверстий.

Каждый плафон люстры крепится в держателе из листовой латуни (меди), который спаян из 2 деталей: цилиндрической и плоской. В держателе есть 3 винта, удерживающих плафон, а сверху — отверстие для проводки и кольцо для крепления его к кронштейну.

Припотолочную розетку делают в форме чаши из листовой латуни (меди), прикрывающей крючок для подвески люстры. Снаружи крепят кольцо, к которому подходят цепи от люстры.

Аналогичным образом можно сделать бра (рис. 5, б).

Декоративным элементом интерьера может служить художественно выполненный подсвечник, например закрытый подсвечник со стеклом, как у керосиновой лампы (рис. 6, а). Он безопасен в противопожарном отношении, а кроме того, позволяет получить от свечи более яркое некоптящее пламя.

Основание подсвечника (рис. 6, а) — латунное (медное) с отверстиями для поддува, сверху устанавливается стекло бочкообразной формы (например, плафон от светильника). Лучше брать слегка окрашенное прозрачное стекло. Внутри на заострённом стальном стержне крепится свеча. На свечу плотно надевают отрезок тонкостенной металлической трубочки, благодаря чему свеча горит ровно и без потёков, т. е. более экономно. При этом не пачкается стеарином сам подсвечник. Понятно, что наконечник по мере горения свечи необходимо сдвигать вниз.

Другой вариант — открытый подсвечник (рис. 6, б). Две расположенные крестообразно изогнутые ножки, ручка, выточенная из дерева, и металлическая чашка скреплены между собой трубкой. Края трубки развальцованы внизу под ножками и сверху внутри чашки. В чашке укрепляют 4 гнутые полоски металла, которые удерживают свечку в подсвечнике. На свечу надевают наконечник.

Рис. 1б.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: потолочный.

Рис. 1б. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: потолочный.


Рис. 1б.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
потолочный.

Рис. 1в.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: подвесной (люстра).

Рис. 1в. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: подвесной (люстра).


Рис. 1в.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
подвесной (люстра).

Рис. 1г.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настенный.

Рис. 1г. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настенный.


Рис. 1г.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
настенный.

Рис. 1д.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настольный.

Рис. 1д. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настольный.


Рис. 1д.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
настольный.

Рис. 1е.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настольный.

Рис. 1е. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: настольный.


Рис. 1е.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
настольный.

Рис. 1ж.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: напольный.

Рис. 1ж. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: напольный.


Рис. 1ж.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
напольный.

Рис. 1з.  Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: напольный.

Рис. 1з. Примеры бытовых светильников общего и местного освещения: напольный.


Рис. 1з.
Примеры бытовых светильников общего и местного освещения:
напольный.

Рис. 2.  Гарнитур светильников.

Рис. 2. Гарнитур светильников.


Рис. 2.
Гарнитур светильников:
1 - напольный;
2, 7 - настольные;
3, 4, 5 - подвесные потолочные;
6 - настенный.

Рис. 3.  Бра.

Рис. 3. Бра.


Рис. 3.
Бра
(общий вид и крепление кронштейна к стене).

Рис. 4.  Фонарь.

Рис. 4. Фонарь.


Рис. 4.
Фонарь:
а - общий вид;
б - утюжок и работа с ним;
в - изготовление оснований;
г - крепление окошечек;
д - резак.

Рис. 5.  Люстры и бра.

Рис. 5. Люстры и бра.


Рис. 5.
Люстры и бра:
а - люстра типа заводской;
б - бра;
в - люстра из пенька.

Рис. 6.  Подсвечник.

Рис. 6. Подсвечник.


Рис. 6.
Подсвечник:
а - со стеклом;
б - открытый.


Энциклопедия «Жилище». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1999.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "светильник" в других словарях:

  • Светильник — Светильник  искусственный источник света, прибор, перераспределяющий свет лампы (ламп) внутри больших телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока. Основной задачей светильника является рассеивание и направление… …   Википедия

  • светильник — хорос, абажур, осветительный прибор, фонарь, кенкет, факел, канделябр, светоч, светильничек, лампа, торшер, люстра, софит, светильня, лампада, бра, лампадарий Словарь русских синонимов. светильник осветительный прибор; лампада (трад. поэт.);… …   Словарь синонимов

  • светильник — Световой прибор, перераспределяющий свет лампы (ламп) внутри больших телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока с коэффициентом усиления не более 30 для круглосимметричных и не более 15 для симметричных приборов. [ГОСТ… …   Справочник технического переводчика

  • Светильник — (евр. лаппид; греч. лампас). I. Под С. в Библии часто подразумевается факел в традиционном его понимании, т.е. связка прутьев, обмотанная паклей или тряпками, пропитанными жиром или смолой. Такой С. служил для освещения вне помещений (Ин 18:3).… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СВЕТИЛЬНИК — СВЕТИЛЬНИК, светильника, муж. 1. Лампада с горящим маслом, плошка (книжн. и археол.). 2. Источник света, большая лампа (спец.). 3. перен., чего. О человеке, являющемся источником большой умственной или нравственной силы (ритор. поэт.). « Какой… …   Толковый словарь Ушакова

  • светильник —     СВЕТИЛЬНИК, лампа, трад. поэт. лампада, устар. светоч …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • СВЕТИЛЬНИК — световой прибор, состоящий из источника света и осветительной арматуры; предназначен для освещения помещений, открытых пространств, отдельных предметов …   Большой Энциклопедический словарь

  • СВЕТИЛЬНИК — СВЕТИЛЬНИК, а, муж. 1. Осветительный прибор, лампа. 2. В старину: лампада, плошка с горящим маслом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СВЕТИЛЬНИК — разума. Жарг. шк. Шутл. ирон. 1. Отличник. 2. Учитель. Максимов, 377 …   Большой словарь русских поговорок

  • Светильник — Светильник: прибор, перераспределяющий, фильтрующий и преобразующий свет, излучаемый одной или несколькими лампами, и содержащий все необходимые детали для установки, крепления его и ламп, но не сами лампы, а также электрические цепи и элементы… …   Официальная терминология

  • Светильник — – световой прибор, перераспределяющий свет лампы (ламп) внутри больших телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока с коэффициентом усиления не более 30 для круглосимметричных и не более 15 для симметричных приборов …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»